28 июня 2023 года состоялось заседание коллегии по вопросам обеспечения здорового питания в общеобразовательных учреждениях Воронежской области, участником которой является бизнес-омбудсмен Павел Ковалёв

Здоровое питание является одним из базовых условий здоровья детей, формирует здоровые стереотипы питания, здоровое пищевое поведение подрастающего поколения на перспективу. Сейчас вопросы организации работы с детьми и подростками, их родителями по популяризации знаний о здоровом пищевом поведении, здоровом питании, на фоне регистрируемой динамики распространенности ожирения, сахарного диабета, а также принятых на государственном уровне стратегических документов по организации питания детей, приобретают особую актуальность.

В Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, введено определение качества пищевых продуктов, определяемое как совокупность потребительских свойств (физико-химические, микробиологические и органолептические), энергетическая и пищевая ценность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья.

В рамках темы Роспотребнадзор дал полезную информацию по актуальным вопросам осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания школьников. Так, по данным информационного фонда социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора в динамике с 2018 года по 2022 год ситуация по ряду алиментарно-зависимых заболеваний на территории области остаётся напряжённой, в первую очередь, среди детского населения 14 лет, которому характерна тенденция роста по классу «болезни системы пищеварения», в целом, прирост составил +7,5%. По теме ожирения темп прироста составил +13,7%.

Алиментарно-зависимые заболевания у детей до 14 лет:

В рамках национального проекта «Демография» проводится опрос по питанию обучающихся общеобразовательных организаций для разработки мер по его улучшению, организации и логистики питания, взаимодействия с родителями по вопросам значимости здорового образа жизни и здорового питания в профилактике заболеваний, связанных с пищевым фактором:

Что выявили в рамках мониторинга?

  1. Результаты свидетельствуют, что здоровое питание не является выбором в повседневной жизни большинства жителей региона. Респонденты ориентируются, в основном, на ценовую характеристику продуктов питания, а не на их «полезность»

Результаты пилотного проекта

  1. Избыточная масса тела и ожирение среди школьников «1-4 классов» и «10-11 классов» превышают показатели по ЦФО
  2. Имеется взаимообусловленность проблемы детского ожирения и малообеспеченности семей

При анализе анкет руководителей общеобразовательных организаций выявлено, что необходимо:

  1. Уделить внимание вопросам включения в меню продуктов и блюд, обогащенных витаминами и микронутриентами
  2. Рекомендовать внедрение востребованных старшеклассниками инновационные формы организации питания – питание по выбору школьников и в формате шведского стола
  3. Пересмотреть ассортимент дополнительного питания с учетом принципов здорового питания, снижение выпечной продукции и кондитерских изделий
  4. Проработать вопрос по вовлечению в реализацию санитарно-просветительских программ, направленных на выработку навыков здорового питания в большей степени старшеклассников (от 44,8% в 2020г до 50,0% в 2022 году) и довести показатель до 100% в основным (от 76,6% до 96,6%) и начальном звене (81,3% до 100%)

Опрос операторов питания показал, что 1/4 общеобразовательных учреждений Воронежской области, вошедших в выборку, являются их зоной ответственности.

По анкете, предназначенной для операторов питания, выявлены типовые недостатки характерные в целом как для Воронежской области, так и для РФ:

  1. Отсутствие единого (минимального) стандарта лабораторного контроля по показателям качества и безопасности пищевых продуктов, поставляемых в общеобразовательные организации районов области и г. Воронеж
  2. Наличие значительной цепочки промежуточных поставщиков от производителя до потребителя по большинству групп продуктов (по Воронежской области 1-3 поставщика)

85 % предложений сведены к увеличению продолжительности перемен для питания школьников, возможности самостоятельного выбора блюд детьми, выдачи блюд действительно горячими, повышению доступности по времени дополнительного питания, улучшению ассортимента дополнительного питания.

Также результаты изучения фактического питания в регионе продемонстрировали необходимость расширения просветительских мероприятий (выработки привычки питаться правильно) среди населения, прежде всего, молодёжи.

Реализованный пилотный проект доказал индикативность мониторинговых мероприятий для выявления проблемных вопросов в организации питания школьников в целях принятия мер оперативного реагирования и разработки корректирующих мероприятий межведомственной направленности.

Организация рационального питания обучающихся

На протяжении последних 5 лет процент охвата учащихся начальных классов (1-4 классов) горячим питанием составляет 100%. Общий охват обучающихся Воронежской области горячим питанием за 5 предыдущих лет вырос в общеобразовательных организациях с 93,9% до 97,3%, для учащихся 5-11 классов в 2023 году вырос по сравнению с 2019 годом с 89,2% до 92,6%. Однако этот показатель по-прежнему остаётся ниже средне-областного в 8-ми муниципальных районах:

  1. Павловском районе – 62,5%
  2. Кантемировском районе – 83,2%
  3. Панинском районе и городском округе город Воронеж – 84,1%,
  4. Новоусманском районе – 88,6%
  5. Богучарском районе – 91%
  6. Грибановском районе – 91,2%
  7. Петропавловском районе – 91,4%

При рассмотрении вопроса безопасности питания обучающихся обращено внимание на санитарно-эпидемиологическое состояние пищеблоков и выявлены основные проблемы в организации питания обучающихся:

  1. Износ материально – технической базы предприятий детского питания
  2. Отсутствие площадей и условий на пищеблоках школ старой постройки для реализации полного сырьевого цикла по приготовлению пищи
  3. Недостаточность государственных инвестиций в данной сфере
  4. Непонимание родителей о необходимости рационального питания детей в период нахождения в школе и поэтому неготовность и нежелание их оплачивать услугу школьного питания, в том числе в силу его ненадлежащего качества

Требуется проведение ремонтных работ или реконструкции зданий в силу износа или недостаточности помещений в 31 школе области: Бобровском — 1, Воробьевском — 2, Калачеевском — 1, Кантемировском- 1, Лискинском — 1, Нижнедевицком — 1, Ольховатском — 2, Петропавловском — 1, Подгоренском — 2, Рамонском — 1, Репьевском — 6, Россошанском — 2, Эртильском — 2, г. Воронеже — 11 школ

Контроль за организацией питания в школах

Одним из критериев, влияющим на качество приготовления пищи, является не только профессиональный уровень образования сотрудников пищеблока, опыт работы, гигиеническая подготовка и аттестация, медосмотр, обследование и наличие необходимых прививок, но и достаточная численность сотрудников, исходя из обслуживаемого числа питающихся детей.

При проверках школ выявлено несоответствие установленным требованиям:

  1. Отсутствие примерного двухнедельного меню
  2. Недостаточный контроль администраций муниципальных образований за организацией питания в школах
  3. Низкая активность родительского сообщества в плане общественного контроля за качеством питания

При высоких общих процентах охвата горячим питанием школьников области результаты надзора и мониторинга показывают, что фактическое питание школьников в ряде районов является неполноценным и несбалансированным. Так, за 2022-2023 учебные годы выявилось несоответствие требованиям санитарного законодательства:

  1. Занижение энергетической ценности в 36 школах области (Аннинском – 3, Кантемировском – 3, Ольховатском – 3, Россошанском – 3, Таловском- 2, Эртильском – 1, Петропавловском – 1, Богучарском – 1, Подгоренском – 1 и в г. Воронеже 18)
  2. Невыполнение норм питания по основным продуктам питания в образовательных учреждениях Калачеевского, Воробьёвского, Петропавловского, Лискинского, Бобровского, Каширского, Павловского, Богучарского районов

Нарушения, выявляемые в ходе оценки меню:

  1. Включение в меню колбасных или кондитерских изделий (в Ольховатском районе)
  2. Исключение из меню отдельных продуктов и блюд (в Воробьевском — 9, Калачеевском — 7, Кантемировском — 3, Петропавловском — 3, Верхнемамонском — 2, г. Борисоглебске и Богучарском районе по -1)
  3. Отсутствие в меню свежих овощей и фруктов (в Бутурлиновском, Борисоглебском, Верхнемамонском, Подгоренском, Кантемировском районах)
  4. Занижение объемов порций и суммарной массы блюд по меню (в Россошанском, Кантемировском, Нижнедевицком районах) и занижение массы порции блюд по факту (в этих же районах области, а также в Аннинском, Бобровском, Верхнехавском, Новоусманском, Таловском районах)

Выводы:

  1. За 2022-2023 учебный год по показателям фальсификации пищевых продуктов не соответствовали требованиям технических регламентов: в школах Эртильского, Новоусманского районов и г. Борисоглебска по 1 пробе (масло сливочное) и г. Воронеже – 2 пробы творога и сыра
  2. За 2021-2022 учебный год 4-х кратно был отмечен факт поставки фальсифицированной продукции (масло сливочное и творог) разных производителей в общеобразовательные организации Эртильского муниципального района
  3. Использование информационной базы ГИР ЗПП, содержащей сведения о производителях фальсифицированной и некачественной продукции, позволяет предотвратить поставку фальсификата
  4. Выявление недоброкачественного сырья и готовых блюд так же возможно и при выполнении лабораторных исследований в рамках программы производственного контроля

Учитывая вышеизложенное, коллегия Управления Роспотребнадзора по Воронежской области рекомендует руководителям предприятий общественного питания и ИП, участвующим в организации питания учащихся на постоянной основе:

  1. Внедрять современные технологии производства в систему школьного питания, а также модернизировать всю технологическую цепочку – от поставки исходных продуктов до организации питания непосредственно в образовательном учреждении области, в целях обеспечения снижения себестоимости и повышения качества школьного питания
  2. Учитывать требования санитарного законодательства
  3. Не допускать снижения ассортимента
  4. Не допускать в рационы продукты, запрещённые школьном питании
  5. Проводить набор персонала только при наличии соответствующего образования, опыта работы

Примечание: материал подготовлен на основе доклада начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области на тему: «Актуальные вопросы осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания школьников» в рамках заседания коллегии УФСН по Воронежской области.