Принцип баланса интересов предпринимателей и публичных интересов государства: что заставляет предпринимателя пересечь черту (на примере нелегального рынка) и можно ли это предотвратить

Теневой оборот наносит огромный ущерб всей мировой экономике, под угрозой оказываются и госбюджет, и здоровье потребителей, и общественный порядок. Более 500 млрд рублей каждый год теряет бюджет России из-за оборота разного рода нелегальной продукции, а объем нелегального рынка только непродовольственных товаров составляет порядка 5,2 трлн рублей — это огромная сумма, совершенно неподконтрольная государству. Список нелегальной продукции обширен: от поддельной одежды известных брендов до контрабандных сигарет, которых в отдельных городах России сегодня продается больше, чем легальных. В одних категориях доля контрафакта и контрабанды стремительно растет — как, например, в той же табачной продукции, где вне закона 15% рынка, а где-то уже достигает критических 40%, как в алкоголе.

Нелегальный бизнес — явление, которое оказывает серьезное влияние на общество и экономику. Он представляет собой незаконную предпринимательскую деятельность, осуществляемую без регистрации, налогообложения или соответствующих разрешений. Вместо содействия экономическому развитию и благополучию, нелегальный бизнес подрывает законность, порождает коррупцию и создает неблагоприятные условия для развития легальных предприятий. Он приводит к потере доходов государства из-за уклонения от уплаты налогов и снижает конкуренцию в сфере предпринимательства. Безнаказанность нелегальных предприятий создает неблагоприятные условия для развития легальных бизнесов, которые вынуждены конкурировать с нелегальными операторами, не выполняющими законодательные требования и несущими меньшие издержки.

Одной из наиболее распространенных форм нелегального бизнеса является торговля пивоваренной продукцией.

Оценки теневого сегмента

Доля нелегальной пивоваренной продукции составляет 16,2–22,2% (исследование конца 2022 года):

  1. Высокая доля нелегального рынка
  2. В регионах с низкими доходами
  3. В регионах, где много местных производителей, баров, специализированных магазинов

Доли нелегального рынка по регионам: (полученные методом, основанным на региональной кластеризации):

Результаты исследования легального и теневого рынка пивоваренной продукции РФ.

Предпосылки появления нелегального рынка:

  1. Зарегулированность пивоваренной отрасли (Более 400 поправок только к ФЗ 171)
  2. Соблюдение закона слишком дорого и сложно для некоторых производителей и продавцов
  3. Ослабленный контроль со стороны контролирующих органов
  4. Рост цен превышает потребительскую способность
  5. Поиск способов получить высокую маржу в обход требований закона

Стимулы развития нелегального рынка:

  1. Экономические стимулы: низкая себестоимость производства нелегального пива; при продаже нелегального пива есть возможность не вести журнал учета, не применять ККТ и использовать наличные расчеты
  2. Улучшение конкурентной позиции по отношению к легальным игрокам пивоваренной отрасли за счет возможности производить и продавать часть продукции нелегально.
  3. Отдача от инвестиций: достаточно быстрая окупаемость малопроизводительного оборудования при нелегальном производстве
  4. Оптимизация расходов: недобросовестные производители имеют возможность нарушать требования к процессам производства и оборота пива, использовать менее качественное сырье
  5. Риск менеджмент: слабый контроль и надзор; возбуждение уголовных дел связано с большими временными и человеческими затратами правоохранительных органов; низкий уровень рисков для здоровья и жизни граждан

Структура розничной цены по участникам, цена за 1 л пива в руб. (2022):

Варианты незаконного производства и оборота:

Структура

Обеление рынка пива в условиях усиления контроля в пандемию:

Драйверы обеления:

  1. Усиление давления со стороны контрольно-надзорных органов
  2. Контроль розницы в период пандемии
  3. Закрытие общепита

Ситуация с неучтенным производством и оборотом пивоваренной продукции

Специфика изъятий нелегального пива:

Доля нелегального рынка пива на примере субъектов ЦФО:

Специфика изъятий в ЦФО:

Источник: материалы в открытом доступе (база арбитража)

Миллиарды рублей утекают из региональных бюджетов

 

Меры по борьбе с неучтенным производством и оборотом пивоваренной продукции

Как повлияют федеральные инициативы на динамику нелегального рынка пива (в части производства):

Последствия нелегального производства (для регионов):

  1. Недополучение акцизов регионами при неучтенном производстве
  2. Стимулирование роста «серой» розницы (нарушение других законов и недополучение других налогов)

Решения (на федеральном уровне):

  1. Реестр производителей пива
  2. Снижение порога по годовой мощности производства пива для целей установки систем АСИиУ (счетчиков)
  3. Маркировка
  4. Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности (КоАП РФ, статья 4.5) и усиление ответственности

Зоны риска:

  1. Отложенный эффект на рынок от принятых мер
  2. Нехватка ресурсов для контроля и мораторий на проверки
  3. Переход в «черную» зону части производителей
  4. Порог для установки счетчиков – 100 тыс. дал (возможно дробление бизнесов)

Обеление розницы – головная боль регионов:

Для эффективной борьбы с контрафактом и нелегальным оборотом товаров необходимо принять непопулярные, но важные меры. Региональные и федеральные органы власти активно работают в этом направлении, предлагая ряд инициатив, которые могут вызывать неоднозначную реакцию, но являются неотъемлемой частью борьбы с контрафактом.

Меры на региональном уровне:

  1. Организация на постоянной основе рейдов на дорогах межведомственными группами (РАР-ГИБДД-УЭБиПК) с целью выявления фактов транспортировки пива без ЕГАИС
  2. Формирование графика и реализация совместных рейдов (с использованием доступов в ЕГАИС) МВД и РАР на трассах, местах скопления транспорта (в т.ч у оптовых складов) и на весовых контролях
  3. Обеспечение взаимодействия и межведомственного обмена информацией, в том числе, с использованием данных от отрасли

Инициирование субъектами на федеральном уровне:

  1. Отмены моратория на проверки для подакцизных товаров (в частности, пивоваренной продукции)
  2. Увеличения полномочий региональных властей по контролю за неучтенным оборотом
  3. Усиления ответственности ИП (приравнивание к ответственности юр. лиц)
  4. Расширения требований по необходимой информации в кассовом чеке (производитель с ИНН и полное название сорта), онлайн контроль РАР и ФНС этих данных и соотнесение с данными ЕГАИС
  5. Участия в «пилоте» по переходу на ЭДО при перевозке АП

Полезная ссылка на исследование МГУ по данной теме.

Борьба с нелегальным бизнесом требует совместных усилий государства, правоохранительных органов, бизнес-сообщества и общественности. Это включает в себя улучшение законодательства и его эффективного применения, ужесточение наказаний для нарушителей, повышение осведомленности общества о последствиях нелегальной деятельности и создание благоприятной среды для легального предпринимательства.

Борьба с нелегальным бизнесом не только помогает обеспечить законность и справедливость в обществе, но и способствует устойчивому экономическому развитию. Защита законных предпринимателей, борьба с контрафактной продукцией и преступными схемами способствуют созданию конкурентной среды и развитию инноваций, что в свою очередь способствует росту экономики и улучшению качества жизни.

Только через сотрудничество и взаимодействие мы сможем преодолеть эту угрозу и построить сильное и процветающее общество.

Материал подготовлен на основе доклада на тему: «Баланс интересов государства и бизнеса: что заставляет предпринимателя пересечь черту (на примере нелегального рынка) и можно ли это предотвратить» в рамках XI Межрегионального совещания уполномоченных по защите прав предпринимателей в Ярославле.