[REQ_ERR: 401] [KTrafficClient] Something is wrong. Enable debug mode to see the reason. Предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в налоговой сфере -

Предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в налоговой сфере

Налоговое администрирование, осуществляемое в строгом соответствии с понятным и стабильным законодательством о налогах и сборах, тем самым обеспечивающее его предсказуемость, крайне важно для субъектов предпринимательства при осуществлении ими экономической деятельности с любыми налоговыми режимами.

В 2022 году предприниматели обращались в институт Уполномоченного с жалобами на нарушения при проведении камеральных и выездных налоговых проверок:
сроков проверок,
сроков подготовки и направления актов и решений,
при привлечении к налоговой ответственности, доначислении налогов,
о необоснованных запросах о предоставлении документов,
о применении обеспечительных мер, приостановке операций по банковским счетам.

Заявители обращались также с проблемами, связанными с получением и использованием электронной подписи, государственной регистрацией в единых реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с другими вопросами.

Общественные объединения предпринимателей и профессиональное сообщество на разного рода деловых форумах, дискуссионных площадках, круглых столах и других публичных мероприятиях обращают внимание на наличие затруднений бизнеса во взаимоотношениях с налоговыми органами, высказывают предложения о совершенствовании налогового законодательства.

Существующих в системе мер налогового контроля процессуальных и процедурных ограничений вмешательства государства в лице налоговых органов в хозяйственную сферу налогоплательщика в настоящее время очевидно недостаточно. В связи с этим институтом Уполномоченного подготовлены предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в налоговой сфере.

В связи с назревшей необходимостью коррекции законодательства о налогах и сборах в части дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков целесообразно внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации:
по нормативному регулированию мероприятий и процедур налогового контроля:
установить правовой статус предпроверочного анализа (на данный момент он урегулирован только в приказе ФНС России от 23.07.2009 № ММ-8-1/24дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых показателей», который предназначен для служебного пользования, в соответствии со статьей 4 НК РФ не является нормативным правовым актом, не опубликован);
определить правовые последствия для налогоплательщиков и налоговых органов результатов предпроверочного анализа;
закрепить право налогоплательщика на ознакомление с результатами предпроверочного анализа, а также обязанность налогового органа направлять налогоплательщику заключение по итогам проведения данного контрольного мероприятия по аналогии с налоговым мониторингом (статья 105.30 НК РФ);

по совершенствованию налогового контроля:
предусмотреть в статьях 88 и 89 НК РФ, что нарушение сроков проведения налоговой проверки является грубым нарушением требований к организации и осуществлению налогового контроля, решение, принятое по его итогам, подлежит отмене, результаты налоговой проверки признаются недействительными;

альтернативный вариант:
пункт 3 статьи 75 НК РФ дополнить положением, что при нарушении налоговыми органами сроков проведения налоговых проверок, предусмотренных статьями 88 и 89 НК РФ, с момента истечения нормативного срока проверки пеня не начисляется;
абзац второй пункта 4 статьи 101 НК РФ дополнить положением, что не допускается использование доказательств, полученных за пределами сроков проведения налоговых проверок, предусмотренных статьями 88 и 89 НК РФ;
абзац третий пункта 7 статьи 101.4 НК РФ дополнить положением, что не допускается использование доказательств, полученных за пределами сроков проведения налоговых проверок, предусмотренных статьями 88 и 89 НК РФ;
пункт 3 статьи 114 НК РФ дополнить положением, что при нарушении налоговыми органами сроков проведения налоговых проверок, предусмотренных статьями 88 и 89 НК РФ, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации, а при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, полученный размер штрафа также подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза;
пункт 4 статьи 114 НК РФ дополнить положением, что при нарушении налоговыми органами сроков проведения налоговых проверок, предусмотренных статьями 88 и 89 НК РФ, норма об увеличении размера штрафа на 100 процентов при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ, не применяется.

Предложения и рекомендации, направленные на исключение из правоприменительной практики неопределенных, избыточных или обременительных для предпринимателей требований налоговых органов в налоговых правоотношениях:

ФНС России (нижестоящим налоговым органам):
разработать, принять и обнародовать нормативный правовой акт о порядке проведения предпроверочного анализа;
принять исчерпывающие меры для исключения фактов нарушения процессуальных сроков проведения выездных и камеральных налоговых проверок, и оформления решений по их результатам;
ввести в практику принятие решений о возмещении НДС, если нормативный срок камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС истек, но контрольные мероприятия по ней еще продолжаются;
в случае оспаривания в суде решений, действий (бездействия) налоговых органов и принятия судом решения об удовлетворении требований налогоплательщиков, обеспечить оперативное исполнение таких судебных решений, в том числе принимать меры к их добровольному исполнению до вступления в законную силу судебного акта, а также незамедлительно принимать исчерпывающие меры к прекращению соответствующих исполнительных производств о взыскании налоговых платежей;
расширить практику замены обеспечительных мер в виде приостановления расходных операций по счетам в банке и запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа иными обеспечительными мерами, такими как банковская гарантия, залог имущества и поручительство третьего лица;
не допускать факты избыточного истребования документов у налогоплательщиков;
обеспечить контроль за неукоснительным соблюдением нижестоящими налоговыми органами процессуальных сроков проведения выездных и камеральных налоговых проверок, и оформления решений по их результатам;

Генеральной прокуратуре Российской Федерации (нижестоящим прокуратурам):
в каждом случае несоблюдения налоговыми органами при осуществлении в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля законодательства о налогах и сборах принимать меры прокурорского реагирования, направленные на фактическое устранение нарушений прав и законных интересов такого налогоплательщика;

ФССП России (подчиненным подразделениям):

незамедлительно прекращать исполнительное производство о взыскании налоговых платежей (вносить информацию об изменении такой задолженности) согласно судебному решению, предоставленному налогоплательщиком- должником, либо на основании информации налогового органа-взыскателя.
Обозначенные в настоящей статье проблемы субъектов предпринимательской деятельности при взаимодействии с налоговыми органами в рамках налогового контроля не являются специфичными, они фиксируются в различных регионах Российской Федерации.
Это неоднократно отмечалось региональными бизнес-омбудсменами на различных мероприятиях Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.