В торговые центры – отдохнуть, за покупками – в маркетплейсы

Развитие интернет-торговли стало одной из тем нового выпуска аналитического материала Банка России «Региональная экономика».

Его авторы отметили интересный парадокс. В 2023 году в регионах Центральной России росла посещаемость торговых центров. В то же время, по оценкам арендаторов, это не всегда приводило к росту фактических продаж, поскольку спрос заметно перераспределился из традиционных розничных магазинов на маркетплейсы, что привело к дальнейшему росту доли онлайн-продаж. Её доля в обороте розничной торговли по оценкам Росстата в 2023 году, выросла до 7,9% (с 6,0% в 2022 г.). При этом, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, доля трансграничных покупок продолжила снижаться в пользу приобретений внутри страны. По данным опросов ООО «инФОМ», в качестве причин перехода в онлайн-сегмент потребители отмечают, что новые каналы покупок позволяют находить наиболее выгодные и подходящие их вкусу предложения.

В 2023 году заметнее увеличились объёмы интернет-покупок одежды и товаров повседневного спроса.

В торговые центры потребитель все чаще стал приходить для того чтобы провести свободное время, посмотреть товары «вживую», а впоследствии заказать их через интернет-магазин. В этих условиях торговые центры в крупных городах стали переоборудовать часть площадей в арт-пространства, развлекательные и ярмарочные зоны, фитнес-залы, пункты выдачи заказов.

По мнению экспертов по продажам, развитие технологий онлайн-торговли стимулирует потребительскую активность, поскольку покупки становятся всё более лёгкой и быстрой процедурой, а у продавцов значительно улучшается доступ к целевой категории потребителей.

Подробнее об этом, а также других ключевых экономических тенденциях и ценовых процессах в регионах страны, читайте в докладе Банка России «Региональная экономика».

Важным источником информации для его подготовки является проводимый Банком России мониторинг около 15 тыс. российских предприятий, в том числе почти 200 воронежских.

Опросы охватывают малый, средний и крупный бизнес. Это предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, транспорта, сферы услуг.

В своих анкетах они характеризуют экономическое положение своей компании и ситуацию в отрасли, оценивают, как влияет на их деятельность изменение валютного курса, денежно-кредитных условий и спроса. Также участники высказывают мнение об ожиданиях в сфере производства, занятости и динамики цен.

Материалы доклада будут приниматься во внимание при обсуждении решения по ключевой ставке 22 марта.

«Интересное наблюдение: недавно люди снова часто посещают торговые центры и делают там больше покупок, чем ранее. Но выручка от этого не увеличилась. С чем это связано? С тем, что большинство покупок совершается сейчас именно через маркетплейсы. И это важный сигнал для бизнеса!

Особенно заметен рост покупок повседневных товаров. Для местных предпринимателей это означает новые возможности и рынки сбыта, тем более маркетплейсы позволяют продавать товары абсолютно в любой точке страны, границ нет.

Однако для торговых центров это стало скорее проблемой: посетители заходят, чтобы посмотреть на товары, примерить одежду, но потом делают заказ онлайн, из-за чего выручка находится в стагнации. Тем не менее, переориентация торговых центров на развлекательные цели также имеет свои преимущества. Это дает возможность развивать новые направления, создавать арт-пространства и предлагать интересные рестораны и кафе в зоне фудкорта. И я считаю, что от такого подхода выигрывают все.

Другие услуги, не связанные с торговлей, также могут стать частью арт-пространств и мест отдыха, что может придать новую жизнь этим местам.

Что касается малого бизнеса, то у предпринимателей появилась дополнительная возможность для привлечения новых клиентов — через такой замечательный инструмент, как маркетплейсы.», — комментирует Павел Ковалев.