Драйверы развития промышленности в новых экономических условиях

Ограничительные меры, инициированные Западом против России, резко изменили условия функционирования российской экономики. В отличие от ковидного кризиса 2020 года, где эпицентром спада были сфера услуг и транспорта, в текущей ситуации наибольший спад ожидается в сфере промышленности, строительства и транспорта. Наряду с первоочередными стабилизационными мерами необходимы средне- и долгосрочные преобразования, направленные на преодоление накопившихся структурных окон уязвимости и решение прорывных технологических задач.

Национальные цели развития России

Указ Президента РФ от 21.07.2020:

  • рост ВВП России темпами выше среднемировых
  • рост доходов населения не ниже инфляции
  • реальный рост на 70% инвестиций в основной капитал (до более 25% ВВП)
  • реальное увеличение на 70% несырьевого экспорта (более $250 млрд)
  • увеличение строительства жилья до 120 млн кв.м в год
  • вхождение по качеству науки и образования в десять ведущих стран мира
  • увеличение в 4 раза вложений в сферу информационных технологий

Новые задачи, поставленные Президентом РФ:

  • ускоренный рост индустриального потенциала на основе реновации фондов
  • опережающее развитие высокотехнологичных отраслей и станкостроения
  • развитие прикладной науки, НИОКР и промышленных инноваций
  • опережающее развитие инфраструктуры и логистических коридоров
  • обеспечение финансового суверенитета, рост капиталовложений и широкое привлечение национального капитала и средств населения в инвестиции

Источник: kremlin.ru

Рост экономик ведущих стран мира – ВВП по ППС (1990-2021)

В каких странах темпы роста ВВП самые быстрые?

Как правило, ВВП развивающихся стран растет быстрее, чем ВВП развитых или стран с высоким уровнем дохода, поскольку их экономика имеет больше возможностей для улучшения. Так, ниже представлены 11 таких стран:

  • Китай = 2470% (+ $ 26,1 трлн)
  • Индия = 930% (+ $ 9,1 трлн)
  • Египет = 690% (+ $ 1,2 трлн)
  • Южная Корея = 610% (+ $ 2,0 трлн)
  • Индонезия = 600% (+ $ 3,0 трлн)
  • Польша = 590% (+ $ 1,2 трлн)
  • Турция = 580% (+ $ 2,2 трлн)
  • Австралия = 480% (+ $1,15 трлн)
  • США = 395% (+ $ 17 трлн)
  • Россия = 390% (+ $ 3,25 трлн)
  • Германия = 315% (+ 3,3 трлн)

Мир = 510% (+ $117 трлн)

Источник: МВФ, ВБ

 

Крупнейшие страны мира: номинальный курсовой ВВП (2022), трлн $

Со временем кроме самого ВВП появилось множество его видов. Создатели этих показателей пытаются сделать подсчет ВВП более точным или применить его для других сфер.

Номинальный ВВП. Выражается в текущих ценах, без поправки на инфляцию. Это приводит к тому, что при росте цен растет и сам показатель ВВП. При этом уровень производства может оставаться прежним или падать. Поэтому такой показатель является максимально нерепрезентативным. Показатель по странам:

  1. США = 25,5
  2. Китай = 18,0
  3. Япония = 4,2
  4. Германия = 4,0
  5. Индия = 3,4
  6. Великобритания = 3,1
  7. Франция = 2,8
  8. Россия = 2,3
  9. Канада = 2,1
  10. Италия = 2,0

Мир = 102

Источник: МВФ, ВБ, ООН

Крупнейшие страны мира: номинальный ВВП на душу населения (2022), тыс. $

  1. США = 75,2
  2. Канада = 53,8
  3. Германия = 50,8
  4. Великобритания = 46,2
  5. Франция = 45,0
  6. Япония = 40,7
  7. Италия = 35,6
  8. Южная Корея = 35,2
  9.  Россия = 15,4 (61 место в мире)
  10.  Китай = 12,9

Мир = 12,3

Источник: МВФ, ВБ, ООН

Промышленность России сегодня

Промышленный сектор является важнейшим сегментом экономики Российской Федерации. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны составляет примерно 40%. В промпроизводстве занято около 32% населения.

Сегодня объем основных производственных фондов = около 100 трлн руб., площадь производственных зданий => 500 млн кв.м, требуют реновации = около 200 млн кв.м

Состояние:

  • износ основных фондов = 52% (полный износ = около 20%)
  • коэфф. обновления = 4%/год последние 15 лет (в развитых странах = 10-15%)
  • коэфф. выбытия основных фондов = 0,5% в год (падение в 2 раза за 15 лет)
  • строительство промзданий = 3,8 млн кв.м/год последние 15 лет (<1% в год)

Опережающее развитие промышленности = инвестиции> 10 трлн руб. в год

Реновация и строительство производственных зданий = ок. 20 млн кв./ год

Необходима комплексная национальная программа восстановления индустриального потенциала и технологического суверенитета России на основе таксономии оценки инвестиционных проектов – Постановление Правительства РФ № 603 от 15.04.2023

Источник: Росстат

Импортозависимость промышленности России

На сегодняшний день основные усилия промышленников направлены на импортозамещение, однако заместить импорт на 100% на сегодняшний день – слишком дорого и непродуктивно, так как ни одно государство не может развиваться технологически изолированно от других стран.

Доля импорта в затратах промышленности:

  • фармацевтика – более 50%
  • потребительские товары – более 35%
  • машиностроение – около 30%
  • химия, резина, пластмассы – около 25%
  • здравоохранение — около 25 %
  • ИКТ – более 15%
  • НИОКР – более 15%
  • металлургия – около 15%
  • строительство — около 15%
  • лесобумажная – около 15%
  • АПК, транспорт, стройматериалы – около 10%

Источник: Росстат, ФТС, ЦМАКП

Цели инвестиций в основной капитал в России

К инвестициям в основной капитал относятся затраты на создание новых и приобретение поступивших по импорту основных средств, осуществляемые за счет всех источников финансирования, включая средства бюджетов на возвратной и безвозвратной основе, кредиты, техническую и гуманитарную помощь, договор мены.

Распределение организаций по оценке целей инвестирования в основной капитал

(по итогам выборочного обследования инвестиционной активности промышленных организаций в процентах к общему числу организаций) 

Источники финансирования проектов развития: мировая практика

Инвестиционная деятельность лидирует в плоскости движения денежных средств, а потому во многом оказывает значительное влияние на экономическое положение и развитие государства в целом. Источники финансирования инвестиционных проектов — это пути получения денежных средств, которые могут быть собственными и внешними (заемными и безвозвратными). Это потоки денежных средств и фонды, служащие инвестиционными ресурсами. Структура и объем этих вложений определяют вектор развития инвестиционной сферы, темпы и стабильность роста национальной экономики.

Источник: ОЭСР

Структура инвестиций в основной капитал в России (2022)

Инвестиции в основной капитал — совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т.д.).

Объем инвестиций = 27,9 трлн руб. (18,4% ВВП, +1,2 п.п.), реал рост = 4,6%

  • Собственные средства предприятий = 41,5% (-1,1 п.п.)
  • Привлеченные средства = 35,1% (+2,3 п.п.), в том числе:
  • частные = 19,6% (+0,4 п.п.)
  • государственные = 15,5% (+1,9 п.п.),
  • МСП и иные (ненаблюдаемые статистикой) = 23,4% (-1,2 п.п.)

Структура привлеченных инвестиций (доля в объеме всех инвестиций):

  • корпоративные и частные займы = 12,0% (+0,2 п.п.), в т.ч. лизинг – 5,7 п.п.
  • государственные средства = 15,5% (+1,9 п.п.), в том числе:
    • федеральный бюджет = 7,3% (+1,5 п.п.); внебюджетные фонды = 0,1%
    • регионы = 7,1% (+0,4 п.п.); муниципалитеты = 1,0%
  • кредиты банков = 7,4% (+1,4 п.п.), (3,5% от суммы корпоративных кредитов)
  • иностранные инвестиции = 0,2% (-1,2 п.п.)

Источник: Росстат

Полная денежная масса сбережений в России (01.01.2023)

Денежная масса в национальном определении — это все легкодоступные наличные и безналичные рубли, которые есть в экономике России, — около 84,6 трлн. Обычно экономисты следят за денежной массой именно по этому показателю.

Полная денежная масса сбережений = 142,2 трлн руб.

  • Национальная денежная масса = 89,6 трлн руб.
  •  Средства Правительства в ЦБ = 7,2 трлн руб.
  •  Денежная масса М2 = 82,4 трлн руб.
  • безналичные в банках = 67,0 трлн руб.
  • наличные вне банков – М0 = 15,4 трлн руб.
  • Денежная масса в иностранной валюте = 52,6 трлн руб.
  • золотовалютные резервы ЦБ = 33,0 трлн руб.
  • средства резидентов РФ за рубежом = 12,0 трлн руб.
  • наличные в инвалюте = 7,6 трлн руб.

Офшорные средства в иностранной валюте (оценка> $200 млрд)

Источник: Банк России, ФНС России

Активы секторов финансового рынка России (трлн руб.)
Рынок финансовых активов представляет собой мощный механизм, в котором уживается множество самостоятельных отраслей. За последний год эта область достигла следующих показателей:

Брокерские активы = 8%

Чистые активы ПИФов = 4%

Инвест. портфель НПФ = 3%

Активы страховщиков = 3%

 Остальные сектора, всего = 4%

(менее 1% каждый)

Источник: Банк России

Основные монетарные условия достижения Национальных целей 2030 

Если мы не достигнем значений показателей, которые дают расчеты по монетарным условиям достижения национальных целей к 2030 году, то что бы мы ни делали в рамках таргетирования инфляции, сдерживания монополизма наших финансовых экосистем, внедрения ESG-стандартов, развития цифровизации, мы не достигнем национальных целей развития экономики, потому что в основе решения этих задач лежат инвестиции. Только при наличии высокого роста инвестиций до уровня более 25% ВВП мы сможем обеспечить достижение этих целей.

Сейчас необходимо обеспечить высокий рост:

  • монетизация экономики от 50 до 100% ВВП (Япония – 290%, Китай -225%, Великобритания – 140%, Бразилия и Германия – 110%, США – 100%)
  • внебанковские денежные фонды от 20 до более 50% ВВП (в большинстве развитых стран превышают ВВП, в США – 200%, Евросоюзе – 120%)
  • капитализация фондового рынка от 10 до более 50% ВВП (в большинстве развитых стран, в том числе в Китае, равна или превышает ВВП)
  • инвестиции в основной капитал от 18 до более 25% ВВП (Китай – 45%, быстро развивающиеся страны – 30-35%, развитые страны – более 22%)
  • вложения в человеческий капитал от 14 до более 20% ВВП (США – 40%, ЕС – более 30%, Китай – 22%, развивающиеся страны – около 20%)
  • объем ипотеки от 9 до 25% ВВП (США – более 50%, в ЕС – более 35%)
  • доля минимального дохода относительно среднего от 15 до 40% (в ЕС – 60%)
  • удельный вес государственных финансов снизить с 70 до менее 50% (в развитиых и быстро развивающихся странах – от 30 до 50%)
  • обязательные изъятия государства из ВВП с 45 до 35% (Германия и Великобритания – 40%, Китай, Япония, США – 30-40%, Аргентина – менее 30%)

Источник: расчёты В.А. Гамза

Драйверы развития промышленности

Драйверы роста — это совокупность сложных механизмов, которые улавливают потенциальный первичный рыночный сигнал и катализируют импульсы, идущие от этого расширяющегося спроса, определенным образом, включая разрозненные активы (материальные, финансовые, информационные, трудовые и т.д.) в русло мощного движения, меняющего внутристрановую экономическую действительность. Фактически речь идет о мультипликаторах совокупного спроса. В России такими драйверами роста предполагаются государственной программы, национальные проекты, различного рода региональные и межрегиональные инициативы. Некоторые из них (как, например, НТИ) через создание сильных сетевых эффектов (например, создание сети опорных центров) способны инициировать мультипликационные эффекты. В этой связи индустрии или конкретные сферы экономической деятельности, строго говоря, не могут являться драйверами роста, они скорее являются точками роста. Однако, поняв специфику роста отдельных индустрий, можно приблизиться к пониманию особенности действия макроэкономических мультипликационных эффектов.

  • система мер и инструментов эффективной реализации Концепции технологического развития России – 2030 (Распоряжение Правительства РФ № 1315-р от 20.05.2023)
  • промышленная реновация производственных предприятий на основе технологий «Индустрия-4.0», включая прямые государственные инвестиции в ключевые предприятия
  • создание системы общефедеральных, отраслевых и региональных институтов развития и реализация отраслевых и региональных программ модернизации предприятий
  • перевод всех государственных институтов развития с использования гарантированных кредитных инструментов на модель проектного финансирования развития предприятий
  • рост прямых региональных и муниципальных инвестиций в основной капитал крупных и средних производственных предприятий, а также корпоративных инвестиций в основной капитал субъектов МСП на основе использования офсетных контрактов
  • планирование показателей участия государственных, а также стимулирование участия частных кредитных и финансовых организаций в инвестировании в проекты реновации и импортозамещения по федеральным, отраслевым и региональным программам
  • введение безотзывных государственных гарантий и поручительств институтов развития для крупных инвесторов в основной капитал производственных предприятий
  • расширение и упрощение использования контрактов СПИК в регионах и муниципалитетах, прежде всего для среднего и малого бизнеса
  • распространение использования контрактов СЗПК на инвестиционные проекты средних производственных предприятий, осуществляющих модернизацию
  • развитие и поддержка промышленной ипотеки и лизинга современных промышленных технологий, комплектного оборудования и недвижимости
  • создание единого государственного информационно-консультативного портала реализуемых и планируемых инвестиционных проектов
  • формирование Банком России системы рефинансирования государственных, отраслевых, региональных и муниципальных институтов развития

Таксономия инвестиционных проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики (Постановление Правительства РФ   № 603 от 15.04.2023):

  • проекты технологического суверенитета: авиационная, медицинская, химическая, электронная и электотехническая, энергетическая промышленность, железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное, специализированное, станкоинструментальное и тяжелое машиностроение, автомобилестроение, судостроение,
  • проекты структурной адаптации экономики: строительство и услуги

Специальное стимулирующее регулирование Банка России, обеспечивающее значительный рост капиталовложений кредитных и финансовых структур в экономику:

  • Указание ЦБ РФ № 6436 от 06.06.2023 об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков
  • Указание ЦБ РФ № 6443 от 07.06.2023 о расчете величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов банков

Модернизация и импортозамещение на основе ESG-проектов «Браунфилд»

  • В России действует около 18 тыс. крупных промышленных предприятий, которые были построены и введены в эксплуатацию 50-90 лет назад.
  • В настоящее время многие из этих предприятий реформированы и их производственные объекты не соответствуют профилю деятельности, а большая часть основных фондов предприятий имеет предельный процент износа, поэтому значительная доля объектов выведена из оборота (в целом по стране – это сотни миллионов квадратных метров).
  • Многие предприятия не видят выхода из сложившейся ситуации, так как редевелопмент и демонтаж объектов, переработка и рециклинг отходов и промышленная модернизация связаны со значительными работами и затратами, к которым предприятия зачастую организационно, технологически и финансово не готовы.
  • В целях обеспечения модернизации таких предприятий в системе ТПП России реализуется федеральный ESG-проект промышленной реновации «Браунфилд». Организатор Проекта — Совет ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике. Основной оператор Проекта – ГК «АлександрГРАДЪ Браунфилд».

Ключевые элементы проекта модернизации промышленного предприятия

  1. СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА

Анализ потенциала промышленной площадки и ее инфраструктуры в целях проведения эффективного редевелопмента и промышленной модернизации

  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Подготовка комплексного инвестпроекта реновации всей промышленной площадки или проект редевелопмента отдельных частей

  1. РЕДЕВЕЛОПМЕНТ

Реконструкция и демонтаж зданий, строительно-монтажные работы, переработка, рециклинг

и утилизация отходов

  1. РЕИНЖИНИРИНГ

Разработка проекта частичной модернизации или комплексного реинжиниринга предприятия в целях развития производственного потенциала

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Организация привлечения финансирования в рамках реновации промышленной площадки, модернизации технологий и оборудования

2022 год — один из самых тяжёлых периодов для российской промышленности за последние несколько лет, который предопределяет её будущее. Цепь негативных событий могла полностью парализовать работу отечественного промышленного сектора. Однако благодаря своевременной переориентации на новые рынки сбыта, поиску новых возможностей и партнёрских отношений падение промышленности оказалось не таким глубоким, как в самые кризисные периоды прошлых лет. Подытожив, можем сделать вывод, что важно также обратить внимание и на увеличение числа прямых, региональных и муниципальных инвестиций в основной капитал крупных и средних производственных предприятий – а также корпоративных инвестиций в капитал МСП – на основе государственно-частного партнерства и офсетных контрактов. Необходимо директивное планирование показателей участия государственных кредитных и финансовых организаций в инвестировании проектов строительства, реновации и импортозамещения по отраслевым и региональным программам.

Не менее принципиальным фактором является и формирование новой единой государственной финансовой политики, обеспечивающей значительный рост капиталовложений в экономику, включая активное участие в реализации этой политики Банка России.

Примечание: материал подготовлен на основе доклада Председателя Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, члена Правления ТПП России, Руководителя Проекта промышленной реновации ТПП РФ, Президента ГК «АлександрГРАДЪ Браунфилд», кандидата экономических и юридических наук Гамза Владимира Андреевич, на тему: «Драйверы развития промышленности в новых экономических условиях» в рамках круглого стола на тему: «Проблемы отечественных производителей, предпринимателей, пути и формы их решения».