В прокуратуре Воронежской области рассказали о применении норм закона при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля в современных условиях

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 №336 установлены особенности организации и осуществления в 2022 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Так, в текущем году плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении большинства видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля проводиться не будут.

Допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

— в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении отдельных объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;

— в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении отдельных объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска;

— в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности;

— в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

При этом контрольный (надзорный) орган вправе осуществить вместо планового мероприятия профилактический визит. Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.

Внеплановые мероприятия и проверки по видам контроля (надзора), предусмотренным Федеральными законами от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проводятся в 2022 году только по специально указанным в постановлении №336 основаниям.

К их числу отнесены: непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера и ряд других.

Срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на указанную дату, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока исполнения предписания.

На территории региона реализуются ограничения, установленные постановлением №336.

Так, первоначально прокуратурой области изучено 19 проектов планов, содержащих 5 557 предложений контролирующих органов о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. По итогам их изучения отклонено 1 260 проверочных мероприятий. В связи с принятием  постановления №336 дополнительно исключено 2 782 плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

В текущем году отмечается существенное снижение количества внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (с 4076 до 2170).

Кроме того, в связи с сокращением количества правовых оснований для организации внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий значительно увеличилась доля отказов прокурорами в их согласовании.

В истекшем периоде 2022 года  в органы прокуратуры области поступило 702 заявления о согласовании внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (в 1 полугодии 2021 года – 468). Прокурорами отказано органам контроля в проведении 413 мероприятий или в 59% случаев (в 1 полугодии 2021 года – 143 или 30,5%).

Принятые меры позволили существенно сократить количество проводимых контрольных (надзорных) мероприятий.